Рассмотрим небольшой пример. Внутренний портал (корпоративный сайт, размещенный в интрасети) содержит блок новостей с разделением по "каналам" ("новости компании", "новости отделов", "новости пользователей"), с возможностью комментировать любую новость каждым зарегистрированным пользователем (сотрудником организации), размещение сотрудниками новостей в определенном канале ("новости пользователей"), справочник сотрудников, содержащий как информацию, которую вносит отдел кадров, так и информацию, которую дополнительно может внести сам сотрудник - например, ссылку на личный веб-сайт, описание хобби и т.д., с возможностью позвонить на один из опубликованных для каждого сотрудника телефонов прямо из его карточки, "личный кабинет" сотрудника с возможностью просмотра сотрудником своей статистики - естественно, без возможности правки (по заработной плате и бонусам, по телефонным переговорам, по трафику Интернета и т.д.), список назначенных на него заданий и перечень различных документов, сгруппированных по различным признакам, с возможностью их редактирования непосредственно в браузере в зависимости от прав пользователя и занимаемой им должности.
В приведенном примере имеется контейнер, построенный на базе веб-технологий, реализующий функции базового интерфейса, а также части функций и набор приложений, интегрированных с ним, в частности:
* систему офисной телефонии; * систему управления поручениями; * систему документооборота; * систему финансового учета; * систему безопасности (система контроля интернет-трафика).
При этом сам портал (движок) реализует функции размещения новостей и справочника сотрудников с редактированием элементов посредством Windows-подобного веб-интерфейса, и для конечного пользователя решение выглядит монолитным: единый интерфейс пользователя скрывает подробности архитектуры решения. Схема архитектуры решения из примера приведена на рисунке.
Схема архитектуры решения
Плюсы и минусы
Таким образом, корпоративный портал может стать единым центром, "входом" во все приложения, которые доступны пользователю в соответствии с его уровнем доступа. Преимуществом такого рода решений будут являться:
* Простота развертывания новых рабочих мест - для развертывания нового рабочего места достаточно занести пользователя в корпоративный каталог пользователей и назначить ему права на приложения, после чего выдать ссылку на вход в портал.
* Низкие требования к аппаратной части - для работы портала на клиентском рабочем месте достаточно браузера: почти все действия выполняются на стороне сервера, исключение составляет лишь JavaScript, flash и Java-апплеты, выполнение которых происходит на стороне пользователя.
* Скорость освоения пользователем корпоративного рабочего места - единый стиль интерфейса для всех приложений портала позволяет пользователям сконцентрироваться на функциональном наполнении, а не на запоминании тонкостей работы с тем или иным приложением.
* Информационная безопасность - большинство действий пользователя, все манипуляции с документами происходят на стороне сервера, следовательно, снижаются требования к обеспечению информационной безопасности рабочего места сотрудника, то есть акценты безопасности смещаются в сторону сетей - то есть того сегмента, который традиционно является наиболее хорошо защищенным.
Минусами такого решения будут являться:
* Необходимость построения уникального интегрированного решения.
* Возможные сложности в процессе сопровождения такого решения.
Основные преимущества
Тем не менее, несмотря на минусы, подобные внутриофисные портальные ресурсы приобретают все большую популярность. Этому в немалой степени способствует то, что посредством Web 2.0 порталов реализуются функции, которые сложно реализуемы или нереализуемы при помощи традиционных технологий, в частности:
* On-line office application;
* средства совместной работы;
* средства удаленной работы;
* концепция "Онлайн-офис" и "офис удаленных сотрудников".
Рассмотрим эти функциональные аспекты более подробно.
On-line office application
Под этим понимаются приложения, предназначенные для выполнения традиционных "офисных" операций: набор и редактирование текстов, создание электронных таблиц и презентаций. Самый известный пример такого рода приложений - Google Mail&Docs (Google, кстати, сдает в аренду свои приложения для корпоративного использования - с использованием собственного домена заказчика).
Средства совместной работы
Под этим подразумевается в первую очередь возможность совместного одновременного редактирования одного и того же документа или файла. По сути, средства совместной работы над документом представляют собой функциональную особенность on-line application, а средства совместной работы над файлом - некий аналог систем, предназначенных для работы с репозиториями кода (CVS, SVN и т.д.).
В том же Google Docs такая возможность присутствует: достаточно "расшарить" созданный документ с возможностью редактирования на еще одного пользователя ("ключиком" к бесплатной, некоммерческой версии Google Docs является аккаунт Google), и одновременно приступить к его редактированию, чтобы увидеть в онлайн-режиме изменения, вносимые каждым пользователем, а при необходимости - просмотреть историю изменений документа.
Средства удаленной работы
Это, с одной стороны, удаленный доступ к порталу извне (через Интернет), а с другой стороны - политики и система безопасности, позволяющие обеспечивать удобную работу сотрудников из мест, не находящихся в локальной сети организации, и обеспечивающие безопасность этой самой работы. Как правило, в подавляющем большинстве случаев для доступа используют или SSL, или VPN.
Концепция "Онлайн-офис"
Это, по сути, особый стиль обеспечения рабочим местом отдельных сотрудников: такие сотрудники в силу характера выполняемой работы (например, работа, связанная с командировками, или сотрудники из других регионов, либо просто удаленные сотрудники - например, корпирайтеры, редакторы сайтов и т.д.) могут вообще не иметь рабочего места в офисе и работать из любого места, где присутствует широкополосный Интернет. При этом вся работа с корпоративной информацией осуществляется в веб-портале: от создания документов до звонков и внутреннего чата. Следует отметить, что при подобной постановке вопроса необязательно даже иметь корпоративный ноутбук: в крайнем случае (с небольшими ограничениями), работать можно хоть через интернет-кафе.
Концепция "онлайн-офис" может быть применима и к традиционным (и не совсем) офисам: в частности, при реализации этой концепции в традиционном офисе сотрудники могут работать с ПК с минимальными аппаратными требованиями или с терминальными станциями.
В "не совсем традиционных" офисах концепция "онлайн-офиса" успешно применятся при организации офиса по принципу Open Space (открытого пространства) - то есть ситуации, при которой у сотрудника нет явно выделенного рабочего места, а при приходе на работу он занимает любое свободное рабочее место.
Вариантом "не совсем традиционного офиса" является концепция "виртуальной компании", то есть компании, в которой собственный офис отсутствует, а все без исключения сотрудники которой работают с офисными приложениями через Интернет. Примером такой компании может служить, например, небольшой интернет-магазин, не имеющий собственного офиса и осуществляющий общение сотрудников посредством портальной части решения (веб-сайта компании).
Средства реализации
Средства реализации такого рода порталов делятся на два типа: арендуемые и платформенные.
Первые - это готовые веб-приложения с готовым набором компонентов приложений и функций, сдаваемые в аренду "как есть", без возможности "тонкой" (а порой и вообще какой-либо) настройки. Как правило, эти приложения не имеют отдельно выделенных блоков новостей, справочников и т.д. - их приходится реализовывать на какой-либо CMS, обеспечивая прозрачную работу и сквозную авторизацию с компонентами веб-приложений. К такого рода системам относятся продукты Google Docs (http://docs.google.com) и, например, Zoho (http://zoho.com).
Вторые - "платформенные" порталы - представляют собой инсталлируемые решения, открытые (в определенных рамках) для самостоятельных доработок. Пожалуй, самыми известными примерами таких решений является Micosoft Share Point Portal (http://www.microsoft.com/rus/sharepoint/default.mspx) или (в более усеченном варианте) Micosoft Share Point Services (http://technet.microsoft.com/en-us/windowsserver/sharepoint/default.aspx) и IBM WebSphere Portal (http://www-01.ibm.com/software/ru/websphere), хотя портал в минимальной функциональности можно построить даже на Open Source-движке, предназначенном для построения обычных сайтов (с соответствующими доработками).
Выбор конкретного решения сильно зависит от бюджета, который имеется на внедрение, и задач, которые ставятся перед порталом.
В случае "виртуальных" компаний или небольших компаний, у которых большинство сотрудников находятся вне офиса, логичнее использовать арендуемые приложения с единой точкой входа на базе Open Source-движка.
В случае больших компаний логика несколько иная: лучше использовать портальную платформу, обеспечив ее интеграцию с необходимыми приложениями.
Что же касается средних компаний, то в жизни встречается множество вариаций портальных решений: от справочника сотрудников с хранилищем файлов без возможности онлайн-редактирования и ленты новостей до вполне "взрослых" решений, которые включают в себя интеграцию с функциональными приложениями, IP-телефонию и прочие атрибуты пресловутой "вебдванольности".
В любом случае все сильно зависит от тех задач, которые призван решать портал. Рассмотрим некоторые примеры.
Пример 1
Небольшая компания, для которой портал - это средство оповестить сотрудников об изменениях, новостях и предоставить возможность каждому из них иметь под рукой корпоративный справочник (внутренний номер телефона, сотовый номер, e-mail, личная информация) с возможностью комментирования новостей компании (которые заносятся на портал централизованно, через редактора), отображения статуса пользователя: online/offline (то есть находится в данный момент сотрудник на портале или нет), возможностью отправить ему письмо прямо из справочника и чата с ним.
В этом случае для реализации подойдет любая Open Source-платформа (например, Wordpress - http://www.wordpress.com) или, если в компании есть Microsoft Windows 2003 Server, входящий в его состав Microsoft Share Point Services.
Реализация потребует поиска или создания специализированных компонентов (справочник сотрудников в виде дерева карточек отсутствует как в Microsoft Share Point Services, так и в Open Source-движках - в том же Wordpress придется писать отдельный плагин). В этом случае затраты на создание и внедрение будут сведены к минимуму.
Следует отметить, что в последнее время в Интернете появилось довольно много компаний, предлагающих типовой портал на базе Microsoft Share Point Services за относительно небольшие деньги. Основная цель такого портала - создание модного ныне "единого информационного пространства" или, говоря проще, максимально оперативно информировать сотрудников обо всем, что может быть использовано в повседневной работе или повлиять на нее, а также возможность общения.
Пример 2
Небольшая виртуальная компания, которая занимается разработкой программного обеспечения. В этом случае портал также может представлять собой доработанную CMS (те же Wordpress или Joomla, как альтернатива - Microsoft Share Point Services), на базе которой выполнена интеграция с системами контроля версий (типа CVS, SVN, Microsoft SourceSafe), размещен справочник сотрудников, с возможностью обмена e-mail, чата и звонков друг другу с портала посредством одного из популярных сервисов звонков через Интернет (Skype, Google), или через собственное решение для IP-телефонии (например, Open Source-решение Asterisk). Основная цель такого портала - возможность работы и общения в рамках выполняемой работы.
Пример 3
Средняя организация, имеющая несколько офисов и сотрудников, которые должны работать из любого места, где есть Интернет (например, торговые представители). В этом случае портал будет представлять собой более серьезное решение, построение которого на базе Open Source-продуктов может оказаться нецелесообразным - слишком велик получается объем доработок, и, как следствие, стоимость создания решения. В этом случае портал целесообразно строить на основе портальных продуктов, таких как Microsoft Share Point Services, Microsoft Share Point Server, IBM WebSphere.
Такой портал будет обладать всеми функциями, которые рассмотрены выше (новости, коммуникации сотрудников через Интернет), но в дополнение к этому будет иметь функции для работы с документами - причем не просто размещения заранее подготовленных файлов, но и онлайн-создания и редактирования документов прямо в Интернете, в Windows-подобном интерфейсе.
Второй вариант решения задачи состоит в аренде готовых веб-приложений у провайдеров такого рода услуг (те же упомянутые выше Google и Zoho) и интеграции их с Open Source-решениями на базе CMS. В частности, связка доработанной Joomla с GoogleDocs вполне способна обеспечить требуемые функции.
Пример 4
Большая организация, которая кроме новостей и справочника сотрудников хочет иметь единую точку входа в корпоративные приложения, документооборот на портале, корпоративную систему Service Desk и т.д., интегрированную с доменной авторизацией и системой безопасности. Очевидно, что большая часть усилий по внедрению такого рода решения будет лежать в интеграции приложений в портал.
В этом случае решение будет лежать, как это ни парадоксально, либо в поиске команды независимых разработчиков (внутри компании или по найму на проект), либо в привлечении сторонней организации. Дело в том, что бюджет такого рода проектов, как правило, велик, а ключевым фактором успеха является компетенция конкретных исполнителей по отношению к конкретному продукту. При этом стоимость лицензий проприетарного ПО может составлять незначительную сумму по сравнению со стоимостью интеграционных работ.
Критерии выбора
Оценивая то, насколько подходит или не подходит то или иное решение для реализации портала, следует иметь в виду не только начальную стоимость приобретения, но и такие немаловажные вещи, как поддержка и сроки внедрения. Если эти сроки не критичны, то можно использовать и Open Source: рано или поздно все получится, просто для достижения результата придется проанализировать большой объем чужого кода. Если сроки критичны и позволяет выделенный на реализацию бюджет, то можно и нужно использовать коммерческое решение, зафиксировав в договоре с поставщиком дату, к которой должна быть выполнена реализация, объем, срок и параметры качества технической поддержки внедренного портала.
Итого
В настоящее время с появлением все более широких каналов появилась тенденция выноса "традиционных" приложений в Web. Это касается не только многочисленных онлайновых клонов Microsoft Word (такого рода функциональностью уже мало кого удивишь) или специализированных систем (например, систем управления предприятием, изначально разрабатываемых с веб-интерфейсом и широкими возможностями интеграции), но и таких совсем "не веб"-вещей, как, например, редакторы изображений (например, http://pixlr.com/app или http://www.splashup.com/splashup), клиентов электронной почты (Outlook Web Access, Gmail) и множество других полезных утилит (мессенджеры - www.icq.com; планировщики - http://organaizer.ru, http://napominatel.ru; антивирусы - http://online.us.drweb.com, http://www.kaspersky.ru/scanforvirus; упрвление проектами - http://www.comindwork.ru и т.д.).
В этом свете порталы имеют огромный потенциал развития: по мере того, как будет расти мощность вычислительных ресурсов и полоса пропускания каналов, порталы будут обрастать новыми полезными функциями, фактически выводя в веб традиционные "десктопные" приложения (например, тот же MS Project или Visio), окончательно реализуя, таким образом, идею on-line рабочего места без привязки к конкретному местоположению сотрудника.
|