Использование почтовых серверов в организациях разных масштабов.
Следующая часть исследования посвящена изучению использования
серверов в организациях различных масштабов. Статистика, показывающая
применение серверов в организациях разного размера (в зависимости от
количества используемых рабочих станций), расположена в таб. 1 и
графике 1.
Таб. 1. Почтовые серверы и масштаб организации.
|
Количество рабочих станций в организации
|
|
[менее 100]
|
[100-1000]
|
[более 1000]
|
[Microsoft Exchange]
|
35,48%
|
46,09%
|
35,48%
|
[Sendmail]
|
29,84%
|
32,03%
|
29,03%
|
[Kerio MailServer]
|
21,34%
|
13,62%
|
2,21%
|
[IBM Lotus]
|
8,87%
|
10,16%
|
19,35%
|
[Postfix]
|
19,36%
|
25,78%
|
19,35%
|
[Qmail]
|
7,26%
|
7,03%
|
9,68%
|
[Communigate Pro]
|
2,42%
|
4,69%
|
6,45%
|
[Exim]
|
10,48%
|
10,94%
|
6,45%
|
[MDaemon]
|
13,71%
|
9,37%
|
3,23%
|
[Merak Mail Server]
|
0,2%
|
0,6%
|
0,1%
|
График 1. Почтовые серверы и масштаб организации.
Интересно, что организации среднего размера заметно чаще используют
больше одного почтового сервера в своей деятельности. По всей
видимости, эта тенденция объясняется менее строгой формализацией работы
системных администраторов, которые пробуют работать сразу с несколькими
системами.
В раскладке по отдельным продуктам отметим сервер Microsoft
Exchange, популярный как в мелких, так и в крупных организациях. По
всей видимости, это обстоятельство объясняется высоким уровнем
пиратства в отношении данного продукта. Однако несомненно, что по мере
легализации программного обеспечения, доля Microsoft Exchange будет
неуклонно падать. Клиенты просто начнут считать деньги и переходить с
<тяжелых> корпоративных решений на более доступные, но не менее
удобные аналоги.
Linux/Unix-системы примерно повторяют ситуацию по рынку в целом -
они успешно используются везде, и чаще всего - в организациях среднего
размера.
Система IBM Lotus/Domino чаще применяется в крупных организациях,
что также весьма закономерно. Не менее закономерен тот факт, что
популярность Kerio MailServer и MDaemon падает по мере роста масштаба
клиентов. А вот сервер CommunigatePro, напротив, наращивает свою долю
рынка в более крупных компаниях. Это довольно неожиданный результат -
ведь изначально было сделано предположение о том, что данный продукт
чаще используетя в небольших организациях.
График 2. Почтовые серверы (подходы) и масштаб организации.
Раскладка по группам продуктов (график 2) оказалась вполне
объяснимой. Независимо от размеров организации, первое место по
популярности занимают некоммерческие Linux/Unix-серверы, за которыми
следуют тяжелые корпоративные системы. Уровень использования небольших
продуктов для рынка СМБ резко падает в момент перехода к крупным
организациям.
Использование почтовых серверов на вертикальных рынках.
Несмотря на то, что почтовые серверы не имеют ярко выраженной
отраслевой специфики, они по-разному используются в организациях с
различной сферой деятельности. Этот факт объясняется влиянием внешних
факторов (например, операционной системы) на выбор того или иного
почтового приложения. Производителям и продавцам почтовых серверов
необходимо понимать, на каких вертикальных рынках эти серверы более
востребованы.
Среди всех отраслей, принимавших участие в исследовании (см. раздел <Портрет респондента> )
были выбраны пять наиболее популярных, чтобы статистика получилась
более качественной. На графике 3 представлена диаграмма использования
тяжелых корпоративных систем на различных вертикальных рынках.
График 3. Применение тяжелых корпоративных систем на вертикальных рынках.
Легко заметить, что Microsoft Exchange используется достаточно
равномерно, в то время, как IBM Lotus значительно <проседает> в
секторах телекоммуникаций, торговли и образовании. Отметим, что в сфере
финансовых услуг тяжелые корпоративные систем используются чаще всего.
Ниже мы увидим, что остальные группы почтовых серверов применяются в
данной отрасли значительно реже.
График 4. Применение некоммерческих Linux/Unix-продуктов на вертикальных рынках.
Пик применения этих продуктов наблюдается в
секторе телекоммуникаций (график 4), что вполне закономерно. Дело в
том, что именно эта отрасль обладает наибольшим количеством
компетентных специалистов, способных администрировать сервера под
операционными системами Linux/Unix. В сегменте финансовых организаций
эти системы, напротив, применяются сравнительно редко. Этот факт также
логично объясняется недоверием финансовых компаний к свободному
программному обеспечению в целом.
Любопытно, что модульные системы (Postfix и Qmail) имеют локальные
максимумы на рынке производственных клиентов и минимумы - в секторе
образовательных компаний. На рынке торговых организаций все
Linux/Unix-серверы применяются не слишком часто.
График 5. Применение коммерческих СМБ-продуктов на вертикальных рынках.
Последняя группа решений - коммерческие СМБ-продукты - имеют ярко
выраженный пик в секторе торговых организаций (график 6). Можно смело
утверждать, что именно торговые компании являются основной целевой
группой данных производителей. Добавим, что эта группа систем также
неплохо применяется в образовательных учреждениях. В секторе
телекоммуникаций/ИТ, который является <вотчиной> Linux-систем
сервера для СМБ могут внедряться, однако в большинстве случаев они не
являются там основными.
Все указывает на то, что доля коммерческих СМБ-решений будет
стремительно расти в ближайшие несколько лет. В связи с тенденцией
легализации программного обеспечения СМБ-компании будут переходить с
<тяжелых> корпоративных решений на доступные СМБ-продукты. В то
же самое время некоммерческие Linux/Unix-решения не смогут существенно
нарастить свою долю, так как не обладают необходимым функциналом, в
частности, в сфере коллективной работы и создания рабочих групп. Все
это в MTA просто отсуствует, а сбор конструктора из других
Linux/Unix-решений требует серьёзных знаний.
Отметим, что в группе СМБ-продуктов прослеживается четкий лидер. Это
Kerio MailServer, который обходит своего конкурента MDaemon. Видимо,
сказывается четкий фокус компании Kerio на простоту и удобство
управления не в ущерб функционалу. В то время как MDaemon наоборот
пытается наращивать технические и фунциональные характеристики, его
политика лицензирования вызывает большие сомнения. По сути, Alt-N,
разработчик MDaemon, предлагает клиенту голый MTA-продукт по очень
низкой цене, а также целый ряд дополнительных модулей, позволяющих
сделать из MDaemon полноценное решение. Покупая MDaemon, клиент просто
вынужден играть в конструктор, доводя комплектацию продукта до ума.
Между тем, получающиеся в конце концов цены выглядят достаточно
высокими, да и конструктор представителям СМБ вряд ли придется по душе.
Тем не менее, несмотря на все свои недостатки, MDaemon обладает
реноме надежного и устойчивого продукта. Благодаря этому его
популярность будет стабильно развиваться, возможно, даже с увеличением
рыночной доли.
График 6. Почтовые серверы (группы) и вертикальные рынки.
Диаграмма, представленная на графике 6, является квинтэссенцией трех предыдущих раскладок. Сделаем несколько итоговых выводов:
- Первое место на всех вертикальных рынках (кроме
финансовых услуг) занимают некоммерческие почтовые серверы для
Linux/Unix-систем.
- В подавляющем большинстве телекоммуникационных компаний (92,6%) установлен хотя бы один почтовый Linux/Unix-сервер.
- В
секторе финансовых организаций чаще применяются тяжелые корпоративные
решения (67,6%), и, прежде всего, Microsoft Exchange (45,95%).
- Системы для СМБ рынка особенно популярны на рынке торговых организаций (50,67%).
Оценки почтовых серверов по различным параметрам.
Завершающая часть исследования направлена на изучение качества представленных на рынке систем. Выше мы описывали удовлетворенность системами в целом, а теперь - распишем эту удовлетворенность по каждому конкретному продукту.
Напомним, что удовлетворенность оценивалась по трем четырем факторам. Фактически (см. анкету),
каждый респондент оценил свой сервер по четырехбальной системе (будем
считать минимальной оценкой <1>, а максимальной - <4>). В
таб. 2 собраны средние оценки каждого сервера по каждому фактору
удовлетворенности. В дальнейших графиках эти оценки будут представлены
в более наглядном виде.
Таб. 2.Средние оценки почтовых серверов по различным параметрам.
|
Управление
|
Безопасность
|
Функционал
|
Общая удовлетворенность
|
[Exim]
|
3,4
|
3,43
|
3,33
|
3,54
|
[Postfix]
|
3,18
|
3,45
|
3,40
|
3,45
|
[Kerio MailServer]
|
3,54
|
3,37
|
3,38
|
3,40
|
[Qmail]
|
3,25
|
3,35
|
3,40
|
3,3
|
[Sendmail]
|
3,17
|
3,23
|
3,28
|
3,28
|
[MDaemon]
|
3,33
|
3,14
|
3,35
|
3,28
|
[Communigate Pro]
|
3,00
|
3,11
|
3,39
|
3,21
|
[IBM Lotus]
|
2,97
|
2,96
|
3,37
|
3,18
|
[Microsoft Exchange]
|
3,12
|
3,03
|
3,24
|
3,16
|
[Merak Mail Server]
|
2,87
|
3,39
|
3,15
|
3,0
|
На графике 7 представлены оценки, полученные тяжелыми корпоративными
системами. Легко увидеть, что общая удовлетворенность Microsoft
Exchange и IBM Lotus находится на практически одинаковом уровне.
Интересно, что более безопасным было признано решение от Microsoft, что
довольно необычно - поскольку в умах российских администраторов прочно
хранится мнение о <дырявости> продуктов корпорации. По всей
видимости, повышенное внимание к безопасности, а также обширная
маркетинговая активность Microsoft наконец-то стали приносить свои
плоды.
График 7. Оценки тяжелых корпоративных систем.
Наибольших оценок в категории некоммерчсеких Open Source продуктов
удостоился продукт Exim (график 8), получивший абсолютно лучшую оценку
по общей удовлетворенности. В остальных категориях Exim незначительно
уступил другим системам, однако также получил весьма неплохие оценки.
Интересно, что самый массовый продукт - Sendmail - оказался аутсайдером
во всех рассматриваемых категориях. И если в случае управления и
безопасности этот факт объясняется историей и спецификой Sendmail, то
низкая оценка функциональности выглядит достаточно неожиданной.
Особенно, если учесть тот факт, что грамотный администратор может
сделать на основе Sendmail сервер с практически любыми возможностями,
кроме groupware-функционала, которым Linux/Unix-продукты обеделены с
рождения.
Добавим, что почтовый сервер Qmail, который позиционируется как
самый безопасный продукт, не смог получить высокой оценки именно в этой
категории. Наиболее компромиссным вариантом следует признать сервер
Postfix, который несмотря на некоторые пробелы в управлении, является
весьма сбалансированным и при этом широко распространенным вариантом.
График 8. Оценки некоммерческих Linux/Unix-решений
Наконец, оценки для почтовых СМБ-систем представлены на графике 9.
По мнению респондентов, худшим продуктом оказался сервер Communigate
Pro (не считая Merak, который в силу своей крайне слабой
распостраненности мы не учитываем вовсе), проигравший во всех
рассматриваемых категориях. Лидером оказася Kerio MailServer,
получивший самую высокую оценку в категории управление, а также
опередивший всех конкурентов в группе по показателю общей
удовлетворенности. Главный конкурент Kerio - MDaemon - напротив,
серьезно уступил по всем параметрам.
График 9. Оценки почтовых систем для СМБ.
Отметим, что сводить все оценки воедино вряд ли
имеет смысл, так как, например, управляемость Linux/Unix -серверов и
управляемость почтовых серверов для СМБ-рынка - это совершенно разные
понятия. Пользователи обоих типов систем предъявляют им различные
требования, которые не всегда корректно сравнивать.
Заключение
Настоящее исследование показало текущее состояние российского рынка
почтовых серверов и положение на нем различных игроков. Учитывая тот
факт, что большинство компаний уже обзавелись собственной системой
корпоративной почты, можно смело утверждать, что данный рынок прошел
стадию становления и переходит в фазу зрелости.
По всей видимости, в будущем произойдет дальнейшая диверсификация
решений в зависимости от размера компании-заказчика - сегодня она
наблюдается слабо и только в сегменте крупных заказчиков. Можно
предположить, что на фоне всеобщей легализации программного обеспечения
будет происходить рост популярности СМБ-решений и отток пользователей
Microsoft Exchange. Все это приведет к расширению группы СМБ-продуктов,
лидером которой является Kerio MailServer.
В то же самое время рыночная доля разработок с открытым кодом вряд
ли будет расти. Эта тенденция также объясняется взрослением рынка ПО,
ростом требований заказчиков к поддержке и другим сервисам, а также
дефицитом ИТ-специалистов на рынке труда. Очевидным потверждением
последних тезисов является максимальная рыночная доля Microsoft
Exchange среди отдельно взятых продуктов.
[1] Microsoft Exchange или IBM Lotus/Domino
[2] Имеются в виду <родные> операционные системы, для запуска под которыми не требуется какой-либо эмуляции
[3] Цены взяты с сайта компании Softline.
[4] Цены взяты с сайта компании
[5]< Цены взяты с сайта MDaemon (www.alt.ru).
Для расчета стоимости лицензий на 50 пользователей с функциональностью
аналогичной Kerio MailServer использовалась формула: MDaemon Pro -
$760, Outlook Connector - $520, SecurityPlus - $330, Archive Server -
$455, MailDetective - $182, MailAccess Monitor - $166. Итого $2413 без
НДС или $2847 с НДС. Следовательно, лицензия на одно рабочее место
стоит $57 или примерно 1425 руб. по среднему курсу 25 руб. за $1.
[6]
Цены взяты с официального сайта Merak для продукта в комплектации
аналогичной по функционалу Kerio MailServer: почтовый сервер, ВебПочта
Про и ВебПочта Стандарт, сервер групповых данных (Общие Календари,
Задачи, Заметки, Контакты, Файлы), Outlook коннектор Групповых данных.
|