В Госдуму РФ поступил законопроект, запрещающий рассылку рекламных SMS и голосовых телефонных сообщений без письменного согласия абонента. Рассматривать данный законопроект предполагают уже этой осенью.
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что по действующему Закону "О рекламе" распространение "рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы".
Эта же статья предусматривает запрет на использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и набора абонентского номера без участия человека. Имеется в виду автоматическое дозванивание и автоматическая рассылка. Получается, что уже и сегодня рекламная деятельность "посредством электросвязи без согласия абонента", а также автоматическая рассылка SMS-сообщений, факсимильных сообщений, голосовых сообщений рекламного характера является незаконной.
Но это все правильно лишь на бумаге. Действительность и ныне существующая практика показала несовершенство нормы и возможности ее обойти или трактовать в пользу рекламщиков. А все потому, что в законе нет четкого определения понятия "предварительное согласие абонента" и в каких случаях оно считается полученным. Кроме того, в нынешнем законе о рекламе есть пункт 2 статьи 18. По нему не только не запрещается автоматическая рассылка рекламы, но она считается законной.
Как сообщается, поправки также уточнят понятие автоматической рассылки рекламы. В тексте закона распространение рекламы таким образом запрещено. Тем не менее, Высший арбитражный суд в 2009 году постановил, что при целевых рассылках участие человека, выбирающего получателей очевидно. Тем самым автоматические мобильные рассылки были фактически легализованы.
|