Немного Ассемблера
| |
aka_kludge | Дата: Вторник, 22.04.2008, 23:38 | Сообщение # 1 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1058
Награды: 2
Репутация: 25
Статус: Offline
| Программирование COM портов
|
|
| |
aka_kludge | Дата: Вторник, 22.04.2008, 23:40 | Сообщение # 2 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1058
Награды: 2
Репутация: 25
Статус: Offline
| Порт 3F8h Этот порт соответствует регистру передавемых данных. Для передачи в порт 3F8h необходимо записать байт передаваемых данных. После приема данных от внешнего устройства они могут быть прочитаны из этого порта. В зависимости от состояния бита управляющего слова, выводимого в управ- ляющий регистр с адресом 3F8h, назначение порта 3F8h изменяться. Если этот бит равен 0, порт используется для записи передаваемых данных.Если же этот бит равен 1, порт используется для вывода значения младшего байта делителя частоты тактового генератора. Изменяя содержимое делителя, можно изменять скорость передачи данных. Старший байт делителя записывается в порт 3F9h. Зависимост скорости передачи данных от значения делителя частоты приведины в таблице 1: Таблица 1. Делитель Скорость передчи в бодах. Делитель Скорость передчи в бодах. 1040 110 24 4800 768 150 12 9600 384 300 6 19200 192 600 3 38400 96 1200 2 57600 48 2400 1 115200
|
|
| |
aka_kludge | Дата: Вторник, 22.04.2008, 23:42 | Сообщение # 3 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1058
Награды: 2
Репутация: 25
Статус: Offline
| Порт 3F9h. Порт используется как регистр управления прерываниями от асинхронного адаптера или (после вывода в порт 3F9h байта с установленым в 1 стар- шим битом) для вывода значения старшего байта делителя частоты такто- вого генератора. В режиме регистра управления прерываниями порт имеет следующий формат. Таблица 2. Бит Значение 0 1 - разрешемие прерывания при готовности принимаемых данных. 1 1 - разрешение прерывания после передачи байта (когда выхо - дной выходной буфер передачи пуст.) 2 1 - разрешение прерывания по обнаружении состояния "BREAK" или ошибки. 3 1 - разрешение прерывания по изменению на разъёме RS-232-C. 4-7 Не используются, должны быть равны 0.
|
|
| |
aka_kludge | Дата: Вторник, 22.04.2008, 23:43 | Сообщение # 4 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1058
Награды: 2
Репутация: 25
Статус: Offline
| Порт 3FAh. Регистр идентификации прерывания. По его содержимому программа может определить причину прерывания. Формат регистра приведён в таблице 3. Таблица 3. Бит Значение 0 1 - нет прерываний, ожидающих обслуживания. 1-2 00 - прерывание по линии состояния приёмника, возникает при переполнении приёмника, ошибка чётности или формата данных, или при состоянии "BREAK". Сбрасывается после чтения состо - яния линии и порта 3FDh. * 01 - данные приняты и доступны для чтения. Сбрасывается после после чтения данных из порта 3F8h. * 11 - Состояние модема. Устонавливается при изменении состояния входных линий CTS, RI, DCD, DSR. 3-7 Должны быть равны 0.
|
|
| |
aka_kludge | Дата: Вторник, 22.04.2008, 23:43 | Сообщение # 5 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1058
Награды: 2
Репутация: 25
Статус: Offline
| Порт 3FBh. Управляющий регистр, доступен по записи и чтению. Его формат показан в таблице 4. Таблица 4. Бит Значение 0-1 Длинна слова в байтах. 00 - 5 бит. * 01 - 6 бит. * 10 - 7 бит. * 11 - 8 бит. 2 Количество стоповых битов: 0 - 1 бит, 1 - 2 бита. 3-4 Чётность: * 10 - контроль на чётность неиспользуется; * 01 - контроль на нечётность. * 11 - контроль на чётность. 5 Фиксация чётности. При установки этого бита бит чётности всегда принимает зна - чение 0 (если биты 3-4 равны 11) или 1 (если биты 3-4 равны 01) 6 Установка перерыва. Вызывает вывыод строки нулей в качестве сигнала "BREAK" для подключения устройства. 7 1 - порты 3F8h и 3F9h используется для загрузки делителя частоты тактового генератора; 0 - порты используются как обычно.
|
|
| |
aka_kludge | Дата: Вторник, 22.04.2008, 23:43 | Сообщение # 6 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1058
Награды: 2
Репутация: 25
Статус: Offline
| Порт 3FCh. Регитр управления модемом. Упровляет состоянием выходных линий DTR, RTS, линий, специфических для модемов OUT1 и OUT2, для запуска диагно- стики при входе асинхронного адаптера, замкнутым на его выход. Формат порта приведён в таблице 5. Таблица 5. Бит Значение 0 Линия DTR 1 Линия RTS. 2 Линия OUT1 (запасная) 3 Линия OUT2 (запасная) 4 Запуск диагностики при входе асинхронного| адаптера, замкнутом на его выход. 5-7 Должно быть равно 0
|
|
| |
aka_kludge | Дата: Вторник, 22.04.2008, 23:44 | Сообщение # 7 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1058
Награды: 2
Репутация: 25
Статус: Offline
| Порт 3FDh. Регистр состоянии линии. Значение зарядов регистра приведены в таблице 6. Таблица 6. Бит Значение 0 Данные получены и готовы для чтения, сбрасываетсь при чтении данных. 1 Ошибка переполнения. Был принят новый байт данных, а предыдущий ещё не был считан программой. Предыдущий байт потерен. 2 Ошибка чётности, сбрасывается после чтения состояния линии. 3 Ошибка синхронизации. 4 Обнаружен запрос на прерывание передачи "BREAK" - длинная строка нулей. 5 Регистр хранения передатчика пуст, в него можно записать новый байт для передачи. 6 Регистр сдвига передатчика пуст. Этот регистр получает данные из регистра хранения и преобразует их в последовательный вид для передачи. 7 Тайм-аут (устройство не связано с компьютером)
|
|
| |
aka_kludge | Дата: Вторник, 22.04.2008, 23:44 | Сообщение # 8 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1058
Награды: 2
Репутация: 25
Статус: Offline
| Порт 3FEh. Регистр состояния модема. Значения битов указвны в таблице 7. Таблица 7. Бит Значение 0 Линия CTS изменила состояние. 1 Линия DSR изменила состояние. 2 Линия IR изменила состояние. 3 Линия DCD изменила состояние. 4 Состояние линии CTS 5 Состояние линии DSR 6 Состояние линии IR. 7 Состояние линии DCD.
|
|
| |
aka_kludge | Дата: Вторник, 22.04.2008, 23:44 | Сообщение # 9 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1058
Награды: 2
Репутация: 25
Статус: Offline
| Приём и передача данных. Перед записью байта данных в регистр передатчика нужно убедиться, что регистр хранения передатчика свободен, то есть убедиться в том, что передача предыдущего символа завершена. Признаком свободы регистра передатчика является установленный в 1 бит 5 регистра состояния линии с адресом 3FDh. Аналогично передачи данных перед вводом символа из порта приёмника 3F8h следует убедиться, что бит 0 порта 3FDh установлен в 1, то есть что символ принят из линии и находиться в вуферном регистре приёмника.
|
|
| |
aka_kludge | Дата: Вторник, 22.04.2008, 23:45 | Сообщение # 10 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1058
Награды: 2
Репутация: 25
Статус: Offline
| Программирование на ассемблере под Win32 воспринимается весьма не однозначно. Считается, что написание приложений слишком сложно для применения ассемблера. Собственно обсуждению того, насколько оправдана такая точка зрения, и посвящена данная статья. Она не ставит своей целью обучение программированию под Win32 или обучение ассемблеру, я подразумеваю, что читатели имеют определённые знания в этих областях. В отличие от программирования под DOS, где программы написанные на языках высокого уровня (ЯВУ) были мало похожи на свои аналоги, написанные на ассемблере, приложения под Win32 имеют гораздо больше общего. В первую очередь, это связано с тем, что обращение к сервису операционной системы в Windows осуществляется посредством вызова функций, а не прерываний, что было характерно для DOS. Здесь нет передачи параметров в регистрах при обращении к сервисным функциям и, соответственно, нет и множества результирующих значений возвращаемых в регистрах общего назначения и регистре флагов. Следовательно проще запомнить и использовать протоколы вызова функций системного сервиса. С другой стороны, в Win32 нельзя непосредственно работать с аппаратным уровнем, чем "грешили" программы для DOS. Вообще написание программ под Win32 стало значительно проще и это обусловлено следующими факторами: * отсутствие startup кода, характерного для приложений и динамических библиотек написанных под Windows 3.x; * гибкая система адресации к памяти: возможность обращаться к памяти через любой регистр общего назначения; "отсутствие" сегментных регистров; * доступность больших объёмов виртуальной памяти; * развитый сервис операционной системы, обилие функций, облегчающих разработку приложений; * многообразие и доступность средств создания интерфейса с пользователем (диалоги, меню и т.п.). Современный ассемблер, к которому относится и TASM 5.0 фирмы Borland International Inc., в свою очередь, развивал средства, которые ранее были характерны только для ЯВУ. К таким средствам можно отнести макроопределение вызова процедур, возможность введения шаблонов процедур (описание прототипов) и даже объектно-ориентированные расширения. Однако, ассемблер сохранил и такой прекрасный инструмент, как макроопределения вводимые пользователем, полноценного аналога которому нет ни в одном ЯВУ. Все эти факторы позволяют рассматривать ассемблер, как самостоятельный инструмент для написания приложений под платформы Win32 (Windows NT и Windows 95). Как иллюстрацию данного положения, рассмотрим простой пример приложения, работающего с диалоговым окном.
|
|
| |
aka_kludge | Дата: Вторник, 22.04.2008, 23:45 | Сообщение # 11 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1058
Награды: 2
Репутация: 25
Статус: Offline
| Пример 1. Программа работы с диалогом Файл, содержащий текст приложения, dlg.asm IDEAL P586 RADIX 16 MODEL FLAT %NOINCL %NOLIST include "winconst.inc" ; API Win32 consts include "winptype.inc" ; API Win32 functions prototype include "winprocs.inc" ; API Win32 function include "resource.inc" ; resource consts MAX_USER_NAME = 20 DataSeg szAppName db 'Demo 1', 0 szHello db 'Hello, ' szUser db MAX_USER_NAME dup (0) CodeSeg Start: call GetModuleHandleA, 0 call DialogBoxParamA, eax, IDD_DIALOG, 0, offset DlgProc, 0 cmp eax,IDOK jne bye call MessageBoxA, 0, offset szHello, \ offset szAppName, \ MB_OK or MB_ICONINFORMATION bye: call ExitProcess, 0 public stdcall DlgProc proc DlgProc stdcall arg @@hDlg :dword, @@iMsg :dword, @@wPar :dw ord, @@lPar :dword mov eax,[@@iMsg] cmp eax,WM_INITDIALOG je @@init cmp eax,WM_COMMAND jne @@ret_false mov eax,[@@wPar] cmp eax,IDCANCEL je @@cancel cmp eax,IDOK jne @@ret_false call GetDlgItemTextA, @@hDlg, IDR_NAME, \ offset szUser, MAX_USER_NAME mov eax,IDOK @@cancel: call EndDialog, @@hDlg, eax @@ret_false: xor eax,eax ret @@init: call GetDlgItem, @@hDlg, IDR_NAME call SetFocus, eax jmp @@ret_false endp DlgProc end Start Файл ресурсов dlg.rc #include "resource.h" IDD_DIALOG DIALOGEX 0, 0, 187, 95 STYLE DS_MODALFRAME | DS_3DLOOK | WS_POPUP | WS_CAPTION | WS_SYSMENU EXSTYLE WS_EX_CLIENTEDGE CAPTION "Dialog" FONT 8, "MS Sans Serif" BEGIN DEFPUSHBUTTON "OK",IDOK,134,76,50,14 PUSHBUTTON "Cancel",IDCANCEL,73,76,50,14 LTEXT "Type your name",IDC_STATIC,4,36,52,8 EDITTEXT IDR_NAME,72,32,112,14,ES_AUTOHSCROLL END Остальные файлы из данного примера, приведены в приложении 1.
|
|
| |
aka_kludge | Дата: Вторник, 22.04.2008, 23:45 | Сообщение # 12 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1058
Награды: 2
Репутация: 25
Статус: Offline
| Краткие комментарии к программе Сразу после метки Start, программа обращается к функции API Win32 GetModuleHandle для получения handle данного модуля (данный параметр чаще именуют как handle of instance). Получив handle, мы вызываем диалог, созданный либо вручную, либо с помощью какой-либо программы построителя ресурсов. Далее программа проверяет результат работы диалогового окна. Если пользователь вышел из диалога посредством нажатия клавиши OK, то приложение запускает MessageBox с текстом приветствия. Диалоговая процедура обрабатывает следующие сообщения. При инициализации диалога (WM_INITDIALOG) она просит Windows установить фокус на поле ввода имени пользователя. Сообщение WM_COMMAND обрабатывается в таком порядке: делается проверка на код нажатия клавиши. Если была нажата клавиша OK, то пользовательский ввод копируется в переменную szValue, если же была нажата клавиша Cancel, то копирования не производится. Но и в том и другом случае вызывается функция окончания диалога: EndDialog. Остальные сообщения в группе WM_COMMAND просто игнорируются, предоставляя Windows действовать по умолчанию. Вы можете сравнить приведённую программу с аналогичной программой, написанной на ЯВУ, разница в написании будет незначительна. Очевидно те, кто писал приложения на ассемблере под Windows 3.x, отметят тот факт, что исчезла необходимость в сложном и громоздком startup коде. Теперь приложение выглядит более просто и естественно.
|
|
| |
aka_kludge | Дата: Вторник, 22.04.2008, 23:45 | Сообщение # 13 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1058
Награды: 2
Репутация: 25
Статус: Offline
| Пример 2. Динамическая библиотека Написание динамических библиотек под Win32 также значительно упростилось, по сравнению с тем, как это делалось под Windows 3.x. Исчезла необходимость вставлять startup код, а использование четырёх событий инициализации/деинициализации на уровне процессов и потоков, кажется логичным. Рассмотрим простой пример динамической библиотеки, в которой всего одна функция, преобразования целого числа в строку в шестнадцатеричной системе счисления. Файл mylib.asm Ideal P586 Radix 16 Model flat DLL_PROCESS_ATTACH extrn GetVersion: proc DataSeg hInst dd 0 OSVer dw 0 CodeSeg proc libEntry stdcall arg @@hInst :dword, @@rsn :dword, @@rsrv :dword cmp [@@rsn],DLL_PROCESS_ATTACH jne @@1 call GetVersion mov [OSVer],ax mov eax,[@@hInst] mov [hInst],eax @@1: mov eax,1 ret endP libEntry public stdcall Hex2Str proc Hex2Str stdcall arg @@num :dword, @@str :dword uses ebx mov eax,[@@num] mov ebx,[@@str] mov ecx,7 @@1: mov edx,eax shr eax,4 and edx,0F cmp edx,0A jae @@2 add edx,'0' jmp @@3 @@2: add edx,'A' - 0A @@3: mov [byte ebx + ecx],dl dec ecx jns @@1 mov [byte ebx + 8],0 ret endp Hex2Str end libEntry Остальные файлы, которые необходимы для данного примера, можно найти в приложении 2.
|
|
| |
aka_kludge | Дата: Вторник, 22.04.2008, 23:46 | Сообщение # 14 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1058
Награды: 2
Репутация: 25
Статус: Offline
| Краткие комментарии к динамической библиотеке Процедура libEntry является точкой входа в динамическую библиотеку, её не надо объявлять как экспортируемую, загрузчик сам определяет её местонахождение. LibEntry может вызываться в четырёх случаях: * при проецировании библиотеки в адресное пространство процесса (DLL_PROCESS_ATTACH); * при первом вызове библиотеки из потока (DLL_THREAD_ATTACH), например, с помощью функции LoadLibrary; * при выгрузке библиотеки потоком (DLL_THREAD_DETACH); * при выгрузке библиотеки из адресного пространства процесса (DLL_PROCESS_DETACH). В нашем примере обрабатывается только первое из событий DLL_PROCESS_ATTACH. При обработке данного события библиотека запрашивает версию OS сохраняет её, а также свой handle of instance. Библиотека содержит только одну экспортируемую функцию, которая собственно не требует пояснений. Вы, пожалуй, можете обратить внимание на то, как производится запись преобразованных значений. Интересна система адресации посредством двух регистров общего назначения: ebx + ecx, она позволяет нам использовать регистр ecx одновременно и как счётчик и как составную часть адреса.
|
|
| |
aka_kludge | Дата: Вторник, 22.04.2008, 23:47 | Сообщение # 15 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1058
Награды: 2
Репутация: 25
Статус: Offline
| Пример 3. Оконное приложение Файл dmenu.asm Ideal P586 Radix 16 Model flat struc WndClassEx cbSize dd 0 style dd 0 lpfnWndProc dd 0 cbClsExtra dd 0 cbWndEx tra dd 0 hInstance dd 0 hIcon dd 0 hCursor dd 0 hbrBackground dd 0 lpszMenuName dd 0 lpszClassName dd 0 hIconSm dd 0 ends W ndClassEx struc Point left dd 0 top dd 0 right dd 0 bottom dd 0 ends Point struc msgStruc hwnd dd 0 message dd 0 w Param dd 0 lParam dd 0 time dd 0 pt Point <> ends msgStruc MyMenu = 0065 ID_OPEN = 9C41 ID_SAVE = 9C42 ID_EXIT = 9C43 CS_VREDRAW = 0001 CS_HREDRAW = 0002 IDI_APPLICATION = 7F00 IDC_ARROW = 7F00 COLOR_WINDOW = 5 WS_EX_WINDOWEDGE = 00000100 WS_EX_CLIENTEDGE = 00000200 WS_EX_OVERLAPPEDWINDOW = WS_EX_WINDOWEDGE OR WS_EX_CLIENTEDGE WS_OVERLAPPED = 00000000 WS_CAPTION = 00C00000 WS_SYSMENU = 00080000 WS_THICKFRAME = 00040000 WS_MINIMIZEBOX = 00020000 WS_MAXIMIZEBOX = 00010000 WS_OVERLAPPEDWINDOW = WS_OVERLAPPED OR \ WS_CAPTION OR \ WS_SYSMENU OR \ WS_THICKFRAME OR \ WS_MINIMIZEBOX OR \ WS_MAXIMIZEBOX CW_USEDEFAULT = 80000000 SW_SHOW = 5 WM_COMMAND = 0111 WM_DESTROY = 0002 WM_CLOSE = 0010 MB_OK = 0 PROCTYPE ptGetModuleHandle stdcall \ lpModuleName :dword PROCTYPE ptLoadIcon stdcall \ hInstance :dword, \ lpIconName : dword PROCTYPE ptLoadCursor stdcall \ hInstance :dword, \ lpCursorName :dword PROCTYPE ptLoadMenu stdcall \ hInstance :d word, \ lpMenuName :dword PROCTYPE ptRegisterClassEx stdcall \ lpwcx :dword PROCTYPE ptCreateWindowEx stdcall \ dwExStyle :dword, \ lpClassName :dword, \ lpWindowName :dword, \ dwStyle :dword, \ x :dword, \ y :dword, \ nWidth :dword, \ nHeight :dword, \ hWndParent :dword, \ hMenu :dword, \ hInstance :dword, \ lpParam :dword PROCTYPE ptShowWindow stdcall \ hWnd :dword, \ nCmdShow :dword PROCTYPE ptUpda teWindow stdcall \ hWnd :dword PROCTYPE ptGetMessage stdcall \ pMsg :dword, \ hWnd :dword, \ wMsgFilterMin :dword, \ wMsgFilterMax :dword PROCTYPE ptTranslateMessage stdcall \ lpMsg :dword PROCTYPE ptDispatchMessage stdcall \ pmsg :dwor d PROCTYPE ptSetMenu stdcall \ hWnd :dword, \ hMenu :dword PROCTYPE ptPostQuitMessage stdcall \ nExitCode :dword PRO CTYPE ptDefWindowProc stdcall \ hWnd :dword, \ Msg :dword, \ wParam :dword, \ lParam :dword PROCTYPE ptSendMessage s tdcall \ hWnd :dword, \ Msg :dword, \ wParam :dword, \ lParam :dword PROCTYPE ptMessageBox stdcall \ hWnd :dwor d, \ lpText :dword, \ lpCaption :dword, \ uType :dword PROCTYPE ptExitProcess stdcall \ exitCode :dword
|
|
| |
aka_kludge | Дата: Вторник, 22.04.2008, 23:47 | Сообщение # 16 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1058
Награды: 2
Репутация: 25
Статус: Offline
| extrn GetModuleHandleA :ptGetModuleHandle extrn LoadIconA :ptLoadIcon extrn LoadCursorA :ptLoadCursor extrn RegisterClassExA :ptReg isterClassEx extrn LoadMenuA :ptLoadMenu extrn CreateWindowExA :ptCreateWindowEx extrn ShowWindow :ptShowWindow extrn UpdateWindo w :ptUpdateWindow extrn GetMessageA :ptGetMessage extrn TranslateMessage :ptTranslateMessage extrn DispatchMessageA :ptDispatchMessa ge extrn SetMenu :ptSetMenu extrn PostQuitMessage :ptPostQuitMessage extrn DefWindowProcA :ptDefWindowProc extrn SendMessageA : ptSendMessage extrn MessageBoxA :ptMessageBox extrn ExitProcess :ptExitProcess UDataSeg hInst dd ? hWnd dd ? IFNDEF VER1 h Menu dd ? ENDIF DataSeg msg msgStruc <> classTitle db 'Menu demo', 0 wndTitle db 'Demo program', 0 msg_open_txt db 'You selected open', 0 msg_open_tlt db 'Open box', 0 msg_save_txt db 'You selected save', 0 msg_save_tlt db 'Save box', 0 CodeSeg Start: call GetModuleHandleA, 0 ; не обязательно, но желательно mov [hInst],eax sub esp,SIZE WndClassEx ; отведём место в стеке под структуру mov [(WndClassEx esp).cbSize],SIZE WndClassEx mov [(WndClassEx esp).style],CS_HREDRAW or CS_VREDRAW mov [(WndClassEx esp).lpfnWndProc],offset WndProc mov [(WndClassEx esp).cbWndExtra],0 mov [(WndClassEx esp).cbClsExtra],0 mov [(WndClassEx esp).hInstance],eax call LoadIconA, 0, IDI_APPLICATION mov [(WndClassEx esp).hIcon],eax call LoadCursorA, 0, IDC_ARROW mov [(WndClassEx esp).hCursor],eax mov [(WndClassEx esp).hbrBackground],COLOR_WINDOW IFDEF VER1 mov [(WndClassEx esp).lpszMenuName],MyMenu ELSE mov [(WndClassEx esp).lpszMenuName],0 ENDIF mov [(WndClassEx esp).lpszClassName],offset classTitle mov [(WndClassEx esp).hIconSm],0 call RegisterClassExA, esp ; зарегистрируем класс окна add esp,SIZE WndClassEx ; восстановим стек ; и создадим окно IFNDEF VER2 call CreateWindowExA, WS_EX_OVERLAPPEDWINDOW, \ extended window style offset classTitle, \ pointer to registered class name offset wndTitle,\ pointer to window name WS_OVERLAPPEDWINDOW, \ window style CW_USEDEFAULT, \ horizontal position of window CW_USEDEFAULT, \ vertical position of window CW_USEDEFAULT, \ window width CW_USEDEFAULT, \ window height 0, \ handle to parent or owner window 0, \ handle to menu, or child-window identifier [hInst], \ handle to application instance 0 ; pointer to window-creation data ELSE call LoadMenu, hInst, MyMenu mov [hMenu],eax call CreateWindowExA, WS_EX_OVERLAPPEDWINDOW, \ extended window style offset classTitle, \ pointer to registered class name offset wndTitle, \ pointer to window name WS_OVERLAPPEDWINDOW, \ window style CW_USEDEFAULT, \ horizontal position of window CW_USEDEFAULT, \ vertical position of window CW_USEDEFAULT, \ window width CW_USEDEFAULT, \ window height 0, \ handle to parent or owner window eax, \ handle to menu, or child-window identifier [hInst], \ handle to application instance 0 ; pointer to window-creation data ENDIF mov [hWnd],eax call ShowWindow, eax, SW_SHOW ; show window call UpdateWindow, [hWnd] ; redraw window IFDEF VER3 call LoadMenuA, [hInst], MyMenu mov [hMenu],eax call SetMenu, [hWnd], eax ENDIF msg_loop: call GetMessageA, offset msg, 0, 0, 0 or ax,ax jz exit call TranslateMessage, offset msg call DispatchMessageA, offset msg jmp msg_loop exit: call ExitProcess, 0
|
|
| |
aka_kludge | Дата: Вторник, 22.04.2008, 23:47 | Сообщение # 17 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1058
Награды: 2
Репутация: 25
Статус: Offline
| public stdcall WndProc proc WndProc stdcall arg @@hwnd: dword, @@msg: dword, @@wPar: dword, @@lPar: dword mov eax,[@@msg] cmp eax,WM_COMMAND je @@command cmp eax,WM_DESTROY jne @@default call PostQuitMessage, 0 xor eax,eax jmp @@ret @@default: c all DefWindowProcA, [@@hwnd], [@@msg], [@@wPar], [@@lPar] @@ret: ret @@command: mov eax,[@@wPar] cmp eax,ID_OPEN je @@open cmp eax,ID_SAVE je @@save call SendMessageA, [@@hwnd], WM_CLOSE, 0, 0 xor eax,eax jmp @@ret @@open: mov eax, offset msg_open_txt mov edx, offset msg_open_tlt jmp @@mess @@save: mov eax, offset msg_save_txt mov edx, offset msg_save_tlt @@mess: call MessageBoxA, 0, eax, edx, MB_OK xor eax,eax jmp @@ret endp WndProc end Start
|
|
| |
aka_kludge | Дата: Вторник, 22.04.2008, 23:50 | Сообщение # 18 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1058
Награды: 2
Репутация: 25
Статус: Offline
| Комментарии к программе Здесь мне хотелось в первую очередь продемонстрировать использование прототипов функций API Win32. Конечно их (а также описание констант и структур из API Win32) следует вынести в отдельные подключаемые файлы, поскольку, скорее всего Вы будете использовать их и в других программах. Описание прототипов функций обеспечивает строгий контроль со стороны компилятора за количеством и типом параметров, передаваемых в функции. Это существенно облегчает жизнь программисту, позволяя избежать ошибок времени исполнения, тем более, что число параметров в некоторых функциях API Win32 весьма значительно. Существо данной программы заключается в демонстрации вариантов работы с оконным меню. Программу можно откомпилировать в трёх вариантах (версиях), указывая компилятору ключи VER2 или VER3 (по умолчанию используется ключ VER1). В первом варианте программы меню определяется на уровне класса окна и все окна данного класса будут иметь аналогичное меню. Во втором варианте, меню определяется при создании окна, как параметр функции CreateWindowEx. Класс окна не имеет меню и в данном случае, каждое окно этого класса может иметь своё собственное меню. Наконец, в третьем варианте, меню загружается после создания окна. Данный вариант показывает, как можно связать меню с уже созданным окном. Директивы условной компиляции позволяют включить все варианты в текст одной и той же программы. Подобная техника удобна не только для демонстрации, но и для отладки. Например, когда Вам требуется включить в программу новый фрагмент кода, то Вы можете применить данную технику, дабы не потерять функционирующий модуль. Ну, и конечно, применение директив условной компиляции - наиболее удобное средство тестирования различных решений (алгоритмов) на одном модуле. Представляет определённый интерес использование стековых фреймов и заполнение структур в стеке посредством регистра указателя стека (esp). Именно это продемонстрировано при заполнении структуры WndClassEx. Выделение места в стеке (фрейма) делается простым перемещением esp: sub esp,SIZE WndClassEx
|
|
| |
aka_kludge | Дата: Вторник, 22.04.2008, 23:50 | Сообщение # 19 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1058
Награды: 2
Репутация: 25
Статус: Offline
| Теперь мы можем обращаться к выделенной памяти используя всё тот же регистр указатель стека. При создании 16-битных приложений такой возможностью мы не обладали. Данный приём можно использовать внутри любой процедуры или даже произвольном месте программы. Накладные расходы на подобное выделение памяти минимальны, однако, следует учитывать, что размер стека ограничен и размещать большие объёмы данных в стеке вряд ли целесообразно. Для этих целей лучше использовать "кучи" (heap) или виртуальную память (virtual memory). Остальная часть программы достаточно тривиальна и не требует каких-либо пояснений. Возможно более интересным покажется тема использования макроопределений.
|
|
| |
aka_kludge | Дата: Вторник, 22.04.2008, 23:50 | Сообщение # 20 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1058
Награды: 2
Репутация: 25
Статус: Offline
| Макроопределения Мне достаточно редко приходилось серьёзно заниматься разработкой макроопределений при программировании под DOS. В Win32 ситуация принципиально иная. Здесь грамотно написанные макроопределения способны не только облегчить чтение и восприятие программ, но и реально облегчить жизнь программистов. Дело в том, что в Win32 фрагменты кода часто повторяются, имея при этом не принципиальные отличия. Наиболее показательна, в этом смысле, оконная и/или диалоговая процедура. И в том и другом случае мы определяем вид сообщения и передаём управление тому участку кода, который отвечает за обработку полученного сообщения. Если в программе активно используются диалоговые окна, то аналогичные фрагменты кода сильно перегрузят программу, сделав её малопригодной для восприятия. Применение макроопределений в таких ситуациях более чем оправдано. В качестве основы для макроопределения, занимающегося диспетчеризацией поступающих сообщений на обработчиков, может послужить следующее описание. Пример макроопределений macro MessageVector message1, message2:REST IFNB dd message1 dd offset @@&message1 @@VecCount = @@VecCount + 1 MessageVector message2 ENDIF endm MessageVector macro WndMessages VecName, message1, message2:REST @@VecCount = 0 DataSeg label @@&VecName dword MessageVector message1, message2 @@&VecName&Cnt = @@VecCount CodeSeg mov ecx,@@&VecName&Cnt mov eax,[@@msg] @@&VecName&_1: dec ecx js @@default cmp eax,[dword ecx * 8 + offset @@&VecName] jne @@&VecName&_1 jmp [dword ecx + offset @@&VecName + 4] @@default: call DefWindowProcA, [@@hWnd], [@@msg], [@@wPar], [@@lPar] @@ret: ret @@ret_false: xor eax,eax jmp @@ret @@ret_true: mov eax,-1 dec eax jmp @@ret endm WndMessage
|
|
| |
aka_kludge | Дата: Вторник, 22.04.2008, 23:50 | Сообщение # 21 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1058
Награды: 2
Репутация: 25
Статус: Offline
| Комментарии к макроопределениям При написании процедуры окна Вы можете использовать макроопределение WndMessages, указав в списке параметров те сообщения, обработку которых намерены осуществить. Тогда процедура окна примет вид: proc WndProc stdcall arg @@hWnd: dword, @@msg: dword, @@wPar: dword, @@lPar: dword WndMessages WndVector, WM_CREATE, WM_SIZE, WM_PAINT, WM_CLOSE, WM_DESTROY @@WM_CREATE: ; здесь обрабатываем сообщение WM_CREATE @@WM_SIZE: ; здесь обрабатываем сообщение WM_SIZE @@WM_PAINT: ; здесь обрабатываем сообщение WM_PAINT @@WM_CLOSE: ; здесь обрабатываем сообщение WM_CLOSE @@WM_DESTROY: ; здесь обрабатываем сообщение WM_DESTROY endp WndProc Обработку каждого сообщения можно завершить тремя способами: * вернуть значение TRUE, для этого необходимо использовать переход на метку @@ret_true; * вернуть значение FALSE, для этого необходимо использовать переход на метку @@ret_false; * перейти на обработку по умолчанию, для этого необходимо сделать переход на метку @@default. Отметьте, что все перечисленные метки определены в макро WndMessages и Вам не следует определять их заново в теле процедуры. Теперь давайте разберёмся, что происходит при вызове макроопределения WndMessages. Вначале производится обнуление счётчика параметров самого макроопределения (число этих параметров может быть произвольным). Теперь в сегменте данных создадим метку с тем именем, которое передано в макроопределение в качестве первого параметра. Имя метки формируется путём конкатенации символов @@ и названия вектора. Достигается это за счёт использования оператора &. Например, если передать имя TestLabel, то название метки примет вид: @@TestLabel. Сразу за объявлением метки вызывается другое макроопределение MessageVector, в которое передаются все остальные параметры, которые должны быть ничем иным, как списком сообщений, подлежащих обработке в процедуре окна. Структура макроопределения MessageVector проста и бесхитростна. Она извлекает первый параметр и в ячейку памяти формата dword заносит код сообщения. В следующую ячейку памяти формата dword записывается адрес метки обработчика, имя которой формируется по описанному выше правилу. Счётчик сообщений увеличивается на единицу. Далее следует рекурсивный вызов с передачей ещё не зарегистрированных сообщений, и так продолжается до тех пор, пока список сообщений не будет исчерпан. Сейчас в макроопределении WndMessage можно начинать обработку. Теперь существо обработки, скорее всего, будет понятно без дополнительных пояснений. Обработка сообщений в Windows не является линейной, а, как правило, представляет собой иерархию. Например, сообщение WM_COMMAND может заключать в себе множество сообщений поступающих от меню и/или других управляющих элементов. Следовательно, данную методику можно с успехом применить и для других уровней каскада и даже несколько упростить её. Действительно, не в наших силах исправить код сообщений, поступающих в процедуру окна или диалога, но выбор последовательности констант, назначаемых пунктам меню или управляющим элементам (controls) остаётся за нами. В этом случае нет нужды в дополнительном поле, которое сохраняет код сообщения. Тогда каждый элемент вектора будет содержать только адрес обработчика, а найти нужный элемент весьма просто. Из полученной константы, пришедшей в сообщении, вычитается идентификатор первого пункта меню или первого управляющего элемента, это и будет номер нужного элемента вектора. Остаётся только сделать переход на обработчик. Вообще тема макроопределений весьма поучительна и обширна. Мне редко доводится видеть грамотное использование макросов и это досадно, поскольку с их помощью можно сделать работу в ассемблере значительно проще и приятнее.
|
|
| |
aka_kludge | Дата: Вторник, 22.04.2008, 23:51 | Сообщение # 22 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1058
Награды: 2
Репутация: 25
Статус: Offline
| Резюме Для того, чтобы писать полноценные приложения под Win32 требуется не так много: * собственно компилятор и компоновщик (я использую связку TASM32 и TLINK32 из пакета TASM 5.0). Перед использованием рекомендую "наложить" patch, на данный пакет. Patch можно взять на site http://www.borland.com/ или на нашем ftp сервере ftp.uralmet.ru. * редактор и компилятор ресурсов (я использую Developer Studio и brcc32.exe); * выполнить перетрансляцию header файлов с описаниями процедур, структур и констант API Win32 из нотации принятой в языке Си, в нотацию выбранного режима ассемблера: Ideal или MASM. В результате у Вас появится возможность писать лёгкие и изящные приложения под Win32, с помощью которых Вы сможете создавать и визуальные формы, и работать с базами данных, и обслуживать коммуникации, и работать multimedia инструментами. Как и при написании программ под DOS, у Вас сохраняется возможность наиболее полного использования ресурсов процессора, но при этом сложность написания приложений значительно снижается за счёт более мощного сервиса операционной системы, использования более удобной системы адресации и весьма простого оформления программ.
|
|
| |
aka_kludge | Дата: Вторник, 22.04.2008, 23:51 | Сообщение # 23 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1058
Награды: 2
Репутация: 25
Статус: Offline
| Приложение 1. Файлы, необходимые для первого примера Файл констант ресурсов resource.inc IDD_DIALOG = 65 ; 101 IDR_NAME = 3E8 ; 1000 IDC_STATIC = -1 Файл заголовков resource.h #define IDD_DIALOG 101 #define IDR_NAME 1000 #define IDC_STATIC Файл определений dlg.def NAME TEST DESCRIPTION 'Demo dialog' EXETYPE WINDOWS EXPORTS DlgProc @1 Файл компиляции makefile # Make file for Demo dialog # make -B NAME = dlg OBJS = $(NAME).obj DEF = $(NAME).def RES = $(NAME).res TASMOPT=/m3 /mx /z /q /DWINVER=0400 /D_WIN32_WINNT=0400 !if $d(DEBUG) TASMDEBUG=/zi LINKDEBUG=/v !else TASMDEBUG=/l LINKDEBUG= !endif !if $d(MAKEDIR) IMPORT=$(MAKEDIR)\..\lib\import32 !else IMPORT=import32 !endif $(NAME).EXE: $(OBJS) $(DEF) $(RES) tlink32 /Tpe /aa /c $(LINKDEBUG) $(OBJS),$(NAME),, $(IMPORT), $(DEF), $(RES) .asm.obj: tasm32 $(TASMDEBUG) $(TASMOPT) $&.asm $(RES): $(NAME).RC BRCC32 -32 $(NAME).RC
|
|
| |
aka_kludge | Дата: Вторник, 22.04.2008, 23:51 | Сообщение # 24 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1058
Награды: 2
Репутация: 25
Статус: Offline
| Приложение 2. Файлы, необходимые для второго примера Файл описания mylib.def LIBRARY MYLIB DESCRIPTION 'DLL EXAMPLE, 1997' EXPORTS Hex2Str @1 Файл компиляции makefile # Make file for Demo DLL# make -B# make -B -DDEBUG for debug information NAME = mylib OBJS = $(NAME).obj DEF = $(NAME).def RES = $(NAME).res TASMOPT=/m3 /mx /z /q /DWINVER=0400 /D_WIN32_WINNT=0400 !if $d(DEBUG) TASMDEBUG=/zi LINKDEBUG=/v !else TASMDEBUG=/l LINKDEBUG= !endif !if $d(MAKEDIR) IMPORT=$(MAKEDIR)\..\lib\import32 !else IMPORT=import32 !endif $(NAME).EXE: $(OBJS) $(DEF) tlink32 /Tpd /aa /c $(LINKDEBUG) $(OBJS),$(NAME),, $(IMPORT), $(DEF) .asm.obj: tasm32 $(TASMDEBUG) $(TASMOPT) $&.asm $(RES): $(NAME).RC BRCC32 -32 $(NAME).RC
|
|
| |
aka_kludge | Дата: Вторник, 22.04.2008, 23:51 | Сообщение # 25 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1058
Награды: 2
Репутация: 25
Статус: Offline
| Приложение 3. Файлы, необходимые для третьего примера Файл описания dmenu.def NAME TEST DESCRIPTION 'Demo menu' EXETYPE WINDOWS EXPORTS WndProc @1 Файл ресурсов dmenu.rc #include "resource.h "MyMenu MENU DISCARDABLE BEGIN POPUP "Files" BEGIN MENUITEM "Open", ID_OPEN MENUITEM "Save", ID_SAVE MENUITEM SEPARATOR MENUITEM "Exit", ID_EXIT END MENUITEM "Other", 65535 END Файл заголовков resource.h #define MyMenu 101 #define ID_OPEN 40001 #define ID_SAVE 40002 #define ID_EXIT 40003 Файл компиляции makefile # Make file for Turbo Assembler Demo menu # make -B # make -B -DDEBUG -DVERN for debug information and version NAME = dmenu OBJS = $(NAME).obj DEF = $(NAME).def RES = $(NAME).res !if $d(DEBUG) TASMDEBUG=/zi LINKDEBUG=/v !else TASMDEBUG=/l LINKDEBUG= !endif !if $d(VER2) TASMVER=/dVER2 !elseif $d(VER3) TASMVER=/dVER3 !else TASMVER=/dVER1 !endif !if $d(MAKEDIR) IMPORT=$(MAKEDIR)\..\lib\import32 !else IMPORT=import32 !endif $(NAME).EXE: $(OBJS) $(DEF) $(RES) tlink32 /Tpe /aa /c $(LINKDEBUG) $(OBJS),$(NAME),, $(IMPORT), $(DEF), $(RES) .asm.obj: tasm32 $(TASMDEBUG) $(TASMVER) /m /mx /z /zd $&.asm $(RES): $(NAME).RC BRCC32 -32 $(NAME).RC
|
|
| |
aka_kludge | Дата: Среда, 27.05.2009, 08:31 | Сообщение # 26 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1058
Награды: 2
Репутация: 25
Статус: Offline
|
|
|
| |
Профиль | Информация | Управление |
|
| Сегодня: 21, 21.12.2024, 20:56 Вы используете: " v " ВаШ внешний IP: "3.144.2.51" | У вас новых личных сообщений ·
Мой профиль | Выход
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
Пользователи |
|
|
|
Поиск |
|
|
|